Обслуживание, диагностика, ремонт автомобильных кондиционеров и подогревателей
По вопросам покупки и установки запчастей для автокондиционеров обращайтесь по телефону +7 (499) 123-64-50
Трансмиссионными называются масла, специально предназначенные для механических коробок передач и ведущих мостов. Их основная особенность - способность создавать прочную смазывающую пленку, выдерживающую большие нагрузки в контакте деталей. Название масла не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. Изготовители предписывают заливать моторное масло для большинства переднеприводных легковых автомобилей в коробку передач, совмещенную с главной передачей. Опасность задиров невелика, так как шестерни в таких агрегатах только цилиндрические.
Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное масла. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть Automatic Transmission Fluid (ATF). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключительно трансмиссионные масла.
В нашей стране характеристики и обозначения этих смазочных материалов в условиях широкого проникновения импортных продуктов, преобладающей стала международная классификация. А потому есть смысл рассмотреть хотя бы вкратце основные ее положения.
На сегодняшний день, повсюду в мире пользуются классификацией вязкости SAE J306, разработанной в США. Ее нормативы и система индексации представлены в таблице ниже.
Требования к вязкости трансмиссионных масел | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Свойства масел | Класс вязкости | |||||
75W | 80W | 85W | 90 | 140 | 250 | |
Вязкость кинематическая при 100 С, кв.мм/с min max | 4,1 - |
7,0 - |
11,0 - |
13,5 24 | 24,0 41 | 41,0 - |
Макс. температура ( С) при вязкости 150 000 сПз | -40 | -26 | -12 | - | - | - |
Температура потери подвижности, ( С), не выше * | -45 | -35 | -20 | - | - | - |
* Показатель по спецификации MIL-L-2105D, ставший ныне общепринятым
Классы вязкости, у которых числовой показатель сопровождается буквой "W" (от слова winter - зима), относятся к сезонным маслам, применяемым в холодное время года. Без него - к сезонным для теплого летнего времени.
В эксплуатационной практике сезонные трансмиссионные масла неудобны, да и экономически невыгодны. Срок службы масел в коробках и мостах достаточно долог, а сезонная замена вынуждается избавляться от продукта, который далеко не выработал свой ресурс. Поэтому и преимущественное распространение получили так называемые всесезонные масла.
Такой продукт сочетает в себе свойства двух сортов масла - летнего и зимнего, маркировки которых присутствуют в его индексе. Сам индекс складывается из этих двух обозначений, написанных через дефис (75W-90, 85W0140 и т.п.).
Классификация, разработанная американским институтом API, содержит комплексную оценку трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам. Сегодня она принята повсеместно. Пять категорий, предусмотренных системой, показывают применяемость и качественный уровень продуктов, помечаемых соответствующим индексом.
Классификация ныне действующего отечественного ГОСТа практически заключается только в буквенной маркировке в начале индекса.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел | |||
---|---|---|---|
Категория по API | Соответствие ГОСТ | Тип | Применение |
GL-1 | ТМ1 | Минеральное масло без присадок | - |
GL-2 | ТМ2 | Содержит жирные продуты | Червячные передачи, индустриальное оборудование |
GL-3 | ТМ3 | Содержит противозадирные присадки | Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) |
GL-4 | ТМ4 | Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки | Ручные КПП, спирально-конические передачи |
GL-5 | ТМ5 | Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки | Гипоидные и другие типы передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей) |
Чем в конкретном случае обусловлен выбор того или иного сорта трансмиссионного масла? Прежде всего, разумеется, указаниями заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. Использование жидкости более низкой категории по градации API недопустимо, поскольку ведет к выходу агрегата из строя, а более высокой - нецелесообразно в первую очередь по экономическим соображениям (товар следующей группы имеет существенно повышенную цену).
Если же не имеется специальных указаний, то принцип выбора заключается в следующем:
Работу тех агрегатов грузовых автомобилей, в которых не гипоидных зацеплений, достаточно надежно обеспечивают масла с уровнем эксплуатационных свойств GL 3, хотя бывают и исключения. Так, популярному легкому грузовику "ГАЗель" требуется масло класса GL 5 не только в задний мост, но и в коробку передач.
Что касается редукторов с гипоидным зацеплением шестерен, то для них во всех случаях пригодно только масло класса GL 5. В равной мере это относится и к грузовым, и к легковым автомобилям. Смазка более низкой группы не может предохранить зубья гипоидной пары от задиров.
Потребность легковых автомобилей в общем случае такова: масло класса GL 5 - для ведущих мостов, класса GL 4 - для механических коробок передач. При этом следует иметь в виду, что отечественная промышленность масел GL 4 не выпускает, а импортные продукты этого уровня стоят дороже, чем наши GL 5.
Но выбор по уровню эксплуатационных свойств - это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Масла, вязкость которых при 100 С не ниже 24 кв. мм/с, т.е. класса "140" по SAE (а уж тем более "250"), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс "90". А коль скоро, как упоминалось выше, рациональнее использовать "всесезонное" масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых сильных морозов.